ТЕМА УРОКА: «Кровотечение. Оказание первой помощи » 5 класс
Цель урока: уметь оказывать первую помощь при кровотечениях.
Задачи: Личностные:
понимать необходимость оказания первой медицинской помощи при кровотечениях;
развивать коммуникативное взаимодействие со взрослыми и сверстниками.
Метапредметные:
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности
определять способы действий в рамках предложенных условий
устанавливать аналогии
осуществлять смысловое чтение
развивать способности к организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками,
развивать навыки монологической и диалогической речи;
Предметные:
1. характеризовать основные виды кровотечений;
2. освоить правила применения способов остановки кровотечений;
3. уметь правильно оказывать первую помощь в случае различных видов наружного кровотечения.
Планируемые результаты: Личностные:
обосновывает необходимость оказания первой медицинской помощи при кровотечениях;
умеет вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения со взрослыми и сверстниками.
Метапредметные:
самостоятельно определяет цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
определяет способы действий в рамках предложенных условий;
устанавливает аналогии;
осуществляет смысловое чтение;
осуществляет организацию и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
владеет навыками монологической и диалогической речи.
Предметные:
1. характеризует основные виды кровотечений;
2. знает правила применения способов остановки кровотечений;
3. умеет правильно оказывать первую помощь в случае различных видов наружного кровотечения.
Оборудование:
карточки с названиями способов остановки кровотечения;капельница;
жгут;
ручка;
бумага;
ткань;
валик небольшого размера;
бинты;
ножницы;
слайды с изображением капиллярного, венозного, артериального кровотечения,
проектор;
экран
Этапы урока:
1. Актуализация знаний
2. Работа в группах. Изучение нового материала.
3. Практическое применение способов остановки кровотечения.
4. Рефлексия
5. Домашнее задание
Содержание этапов урока
1.Актуализация знаний
Учитель: Здравствуйте, ребята улыбнитесь!
Проверка ДЗ.
Человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. При несчастных случаях рядом с пострадавшими, как правило, оказываются люди, не имеющие медицинского образования, и от того, как они поведут себя, будет зависеть здоровье, а нередко и жизнь человека.
…Помочь пострадавшему может только тот, кто сумеет. Для того чтобы суметь надо тренироваться. Сегодня у нас появился шанс научиться оказывать доврачебную помощь пострадавшему с кровотечением.
Тема сегодняшнего урока: Кровотечения и оказание ПП. (сл.1,)
Итак, ребята кто мне может сказать, что такое кровотечение? (ответы учащихся)
Кровотечение — истечение крови из поврежденного кровеносного сосуда. (сл.2
(Слайд № 3) Кровотечение, как один из признаков повреждения сосудов известно, человечеству с незапамятных времен. Уже в папирусах Эберса (XIV-XII вв. до н.э.) упоминается о ранениях сосудов. Гиппократ (460-377 гг. до н.э.) довольно детально описал некоторые приемы остановки кровотечения. В России Пирогов (1865 г.) детально разработал вопросы перевязки сосуда.
Ребята , а как можно повредить кровеносные сосуды?
Различают наружное и внутренне кровотечение:
При наружном кровь изливается на поверхность тела (наблюдается при ранении головы, шеи, конечностей)
При внутренне кровотечении -кровь изливается во внутренние органы, полости.
Не видно где находится кровь, и мы не можем оказать ПП, сразу нужно обращаться в скорую помощь
Классификация кровотечений по размеру сосуда из которого вытекает кровь.
В нашем организме существуют самые разные по диаметру сосуды и понятно, что кровотечение из капилляров не может быть сильнее, чем из вены или артерии.
А посмотрев в разрезе на строение артерии и вены (сл.4 )мы придём к выводу , что кровь по артериям течёт быстрее с большим напором, чем по венам. И кровотечение , следовательно будет сильнее. И поэтому все кровотечения делят на:
артериальные, венозные ,капиллярные, смешанные Слайд № 5)
ОПЫТ: У меня в руках 2 шарика, один надут крепко, а второй практически сдут, если я сделаю дырку в надутом шарике , что будет с ним? Да, он лопнет или полетит по классу, с такой силой воздух вылетает из него, в принципе, как и из артерии, А если я проткну сдутый шарик, то как будет выходить воздух? Медленно, лениво. Так и при кровотечениях: при артериальном кровь бьёт струёй, фонтаном, а при венозном вытекает вялой, но не прерывистой струйкой.
При капиллярном кровотечении кровь выделяется равномерно из всей раны (как из губки); (слайд 6)
Работа в группах: на выбор групп (вид кровотечения и заполнить часть таблицы используя учебник стр. 114
) при венозном — она вытекает равномерной струей, имеет темно-вишневую окраску
При артериальном кровотечении изливающаяся кровь имеет ярко-красный цвет, она бьет сильной прерывистой струей (фонтаном), выбросы крови соответствуют ритму сердечных сокращений.
Смешанное кровотечение имеет признаки как артериального, так и венозного.
Вы определили вид кровотечения: но что еще нужно знать, чтобы спасти жизнь человека?
Ученик: Нужно знать, как останавливать кровотечение т.е. Оказать ПП .
(Заполнить другую часть таблицы)!!!!!!!!!!!
Т.К. В организме человека находится 5 л. Крови, потеря 1 л. Крови приводит к серьёзным последствиям. Поэтому при всех ранениях оказание ПП должно быть направлено именно на остановку кровотечения. Делать нужно быстро и на месте.
ПЕРчатки!!!! (собственная безопасность)
Учитель: Для определения способов остановки кровотечения я предлагаю вам провести небольшой опыт. Для его проведения мне нужно 3 добровольца (желающие вы ходят к доске). Представьте, что это поврежденный сосуд (демонстрируется заполненная капельница). Ваша задача — выяснить, каким способом можно остановить «кровотечение», вы можете делать с трубочкой, что угодно, рядом лежат материалы, которые могут вам помочь. К остальным просьба следить за проведением опыта и помогать: вы можете придумать свой способ остановки кровотечения. Итак, что мы сейчас будем делать?
Демонстрационный столик:: бинт, жгут, крутки, палочка, бумага, ручка, ремень, косынка, шарф, перекись водорода
Ученик: Искать способы остановки кровотечения.
Проводится опыт: ученики могут пережимать трубочку капельницы пальцами, перетягивать бинтом, перегибать, поднимать вверх, накладывать салфетку и туго забинтовывать. После нахождения каждого способа «остановки
кровотечения» учитель озвучивает его название и вывешивает карточку с названием на доске. Пальцевое прижатие артерии Наложение жгута Наложение давящей повязки
Максимальное сгибание конечности
придание поврежденной конечности возвышенного положения
Учитель: Итак, что мы сейчас с вами сделали?
Ученик: Нашли способы остановки кровотечения.
Учитель: Сейчас я предлагаю вам по группам .( получить карточки с заданием) Каждая группа найдет в учебнике на стр. 116- 120 информацию о правилах применения одного из способов остановки кровотечения. Ваш способ указан на карточке. После того, как ваша группа изучит способ, представители групп (2-3 человека) расскажут, при каких видах кровотечений он применяется, как правильно его применять и продемонстрируете это. Все необходимое находится на этом столе (на столе лежат жгут, бинты, перекись водорода, валики, бумага, ручка). У вас есть 10 минут.
Ученики получают карточки со способами остановки кровотечения, выполняют работу в группах.
На выбор групп
(Я!!!) Показываю как правильно наложить жгут-закрутку. Ребята повторяют.
Вывод: Мы познакомились с различными видами наружного кровотечения. Это (ответы учащихся) артериальное, венозное, капиллярное и способами остановки их. Как остановить капиллярное кровотечение? (ответы учащихся )Пальцевое прижатие, наложение стерильной повязки. Как остановить венозное кровотечение? (ответы учащихся) Возвышенное положение, давящая повязка, пальцевое прижатие. Как остановить артериальное кровотечение? (Ответы учащихся) Пальцевое прижатие, максимальное сгибание, возвышенное положение, наложение жгута.
А теперь я предлагаю вам познакомиться с наиболее распространённым видом кровотечения — носовым кровотечением.
Носовое кровотечение не является самостоятельным заболеванием, чаще это симптом целого ряда заболеваний, как полости носа, так и организма в целом. Из местных причин носового кровотечения наиболее частой является травма, иногда даже незначительная травма может вызвать сильное кровотечение. Ярким примером может служить привычка ковыряния в носу, когда слизистая оболочка носа подвергается постоянной травме. Заболеваниями, предрасполагающими к возникновению носового кровотечения, являются насморк, простудные заболевания. При длительном, особенно скрытом носовом кровотечении развивается обморочное состояния — бледность кожи, холодный пот, слабый и частый пульс, артериальное давление падает.
Первая помощь при носовом кровотечении: (раздаю ученикам вклеить в тетрадь)
1. Удобно усадить больного, чтобы голова была выше туловища;
2.Голову больного слегка наклонить вперед, чтобы кровь не попадала в носоглотку и рот;
3.При носовом кровотечении нельзя сморкаться, т.к. это может усилить кровотечение!
4.Прижать крыло носа к перегородке. Перед этим можно ввести в носовые ходы ватные тампоны, смоченные 3% раствором перекиси водорода, нафтизином 0,1% (тампоны готовятся из ваты в виде кокона длиной 2,5-3см и толщиной 1-1,5см, детям — толщиной 0,5см);
5.Положить холод на затылок и переносицу (пузырь со льдом) на 20мин.
6.Когда кровотечение прекратится, нужно хорошо аккуратно смазать обе половины носа вазелиновым маслом с помощью ватного тампона: это предохранит слизистую оболочку носа от пересыхания.
Рецепты народной медицины, применяемые при носовых кровотечениях: (БАБУЛЯ!!!)
1. На стакан холодной воды сок 1/4 лимона или 1 чайная ложка уксуса (не эссенции) или 1/3 чайной ложки квасцов. Втянуть полученную жидкость в нос и задержать там, на 3-5 мин., зажав ноздри пальцами. Спокойно посидеть или постоять, но не ложиться. На лоб и нос мокрое холодное полотенце или лед.
2. Прочное средство остановки кровотечения из носа. Если кровь идет из правой ноздри, то правую руку поднять вверх над головой, а левой зажать ноздрю и наоборот.
3.Железный ключ. Надеть железный ключ на шерстяную веревку или нитку и повесить его так, чтобы он был на спине между лопаток. Кровь скоро остановится.
4. При кровотечении из носа больной поднимает обе руки на голову, а второй человек зажимает ему обе ноздри или одну на 3-5 мин. Кровь скоро остановится.
5. Тысячелистник. Растереть свежие листья растения, чтобы они стали влажными, и вставить в нос. Можно отжать сок и капать в нос. Сок действует еще лучше.
6. При кровотечении из носа надо держать голову прямо, быть спокойным, втягивать в нос холодную воду, в которой растворен уксус или немного квасцов. После этого зажать ноздри пальцами и заткнуть одну или обе ноздри.
Учитель: Давайте проверим, хорошо ли вы помните признаки кровотечений из крупных сосудов. У каждого из вас на столе лежат карточки с красными и синими кругами. При помощи них вы будете давать ответы на вопросы. Если вы считаете, что речь идет об артериях или артериальном кровотечении, вы поднимаете карточку с красным кругом, если о венах или венозном кровотечении — с синим кругом.
Решение карточек
От сердца кровь идет под давлением по венам или артериям?
Если кровь алого цвета вытекает из раны пульсирующей струей, то какое это кровотечение?
Какие сосуды проходят в глубине тканей организма?
Какое кровотечение возникает при поверхностном ранении в случае повреждения сосуда?
Если кровь имеет темный цвет, не пульсирует, вытекает из раны спокойно, непрерывно, то какое это кровотечение?
основные правила нашего поведения во время оказания ПП:
Оценить обстановку, где находится пострадавший.
По известным признакам определить вид кровотечения.
Приступить к оказанию первой медицинской помощи, используя специальные приемы при данном кровотечении.
ДЗ:!!! Сегодня на уроке мы с вами разобрали виды кровотечений и помощь, которую при них оказывают. Дома, пожалуйста, потренируйтесь накладывать давящую повязку и жгут-закрутку. 2. Составить памятку по оказанию первой помощи при кровотечениях.
Рефлексия.
Учитель: Улыбка смаил
Те знания и навыки, которые вы приобрели, необходимы любому человеку и в любой жизненной ситуации. Помочь человеку в сложной ситуации, когда его жизни угрожает опасность — это настоящий подвиг.
На память об этом уроке я хотел бы подарить каждому из вас этот талисман — сердце, который символизирует доброту, сочувствие, выручку. Всего вам доброго.
Учитель вручает ученикам сердца, изготовленные из цветной бумаги.
Учащиеся читают стихотворение:
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому-то, кому-то поможет
Твоя доброта, поддержка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря .
Конспект урока «Первая помощь при кровотечениях» план-конспект урока по биологии (8 класс)
Разработка урока по теме «Первая помощь при кровотечениях»
Разработала: Ухинова Л.Д.
Цель: научить учащихся распознавать виды кровотечений;
оказывать первую помощь при повреждениях сосудов;
знать способы предохранения раны от возможной инфекции, правила наложения жгута и простых повязок, уметь их выполнять;
развивать практические навыки обработки и перевязки ран; воспитывать осторожность, умение видеть опасность, внимательное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.
Оборудование: жгут медицинский, материал для наложения повязки, вата, спиртовой настой иода, зеленка, бинт, палочка для закрутки
Ход урока:
Организационный момент.
1. Проверка домашнего задания.
Тест № 1
I.Изучение нового материала.
1. Актуализация опорных знаний.
— Давайте вспомним. Из каких частей состоит кровеносная система? (Кровеносная система состоит из сердца и сосудов.)
— Какие виды сосудов вы знаете? (артерии, вены, капиляры)
— Какие сосуды называют
а) артериями (сосуды по которым кровь движется от сердца)
б) венами (сосуды по которым кровь движется к сердцу)
в) капилярами (мельчайшие сосуды в которых происходит обмен веществ между кровью и тканями) (слайд)
Мотивация на начало урока.
Каждый день, каждый час, каждую секунду по человеческому организму движется кровь. Средний объём крови у взрослого человека — 5000-6000 мл.
Потеря 50% крови (2-2,5 л) — смертельна для человека. (слайд)
Зачастую, что при несчастных случаях рядом с пострадавшим часто оказываются люди, неимеющие медицинское образование, и от того, как они поведут себя, зависит здоровье, а иногда и жизнь людей. Помочь пострадавшему может тот, кто УМЕЕТ, а для того чтобы уметь, надо ЗНАТЬ и ТРЕНИРОВАТЬСЯ.
Определение темы урока
Как вы думаете, о чем сегодня мы поговорим? (первая помощь при кровотечении) (слайд)
Цель нашего урока познакомиться с типами кровотечений и мерами первой помощи при разных типах кровотечений.
Итак, мы сегодня говорим о кровотечениях
— что такое кровотечение?
(кровотечение — выход крови за пределы кровеносных сосудов или сердца, в окружающую среду, в полость тела или просвет органа)
(Слайд)
— типы кровотечений (внешние и внутренние)
И так сегодня на уроке мы будем работать группами.
1 группа — венозное кровотечение,
2 группа — артериальное кровотечение,
3 группа — капиллярное кровотечение и носовое кровотечение.
Работу по каждому виду оформить в таблицу на листах-картах из разрезных карточек, привести пример оказания первой помощи на одном из учеников.
1. Результаты оформим в таблицу «Первая помощь при кровотечениях» (7 мин)
Вид кровотечения | Как узнать (характеристика кровотечения) | Как помочь (меры первой помощи) |
К сожалению, в современной жизни происходит много несчастных случаев, связанных с потерей крови. Гибнут люди. Как оказать помощь человеку истекающему кровью? Каждый человек должен уметь оказывать пострадавшему первую помощь, чтобы спасти жизнь.
— В ситуациях, которые описываются у вас в задачах, необходимо оказать доврачебную помощь.
У вас на столах лежат карточки с заданиями. Каждая команда выбирает по одной карточке. Вам нужно выяснить какой тип кровотечения и показать на практике оказание первой доврачебной помощи.
Задача №1. При аварии у мотоциклиста повреждена рука. Из раны пострадавшего кровь сначала бьёт фонтаном, а затем идёт пульсирующей струёй ярко-алого цвета. Какой сосуд повреждён? Окажите первую медицинскую помощь.
Ответ. Тип кровотечения — артериальный. Необходимо наложить жгут. Он накладывается на одежду (чтобы не повредить кожу) выше раны до остановки кровотечения. Жгут можно держать не более 1,5-2 часов (чтобы не вызвать омертвление тканей). Под жгут наложить записку, указывающую время наложения жгута. На рану — стерильная повязка. Пострадавшего необходимо доставить в медпункт.
Задача №2. Во время перемены мальчики веселились, бегали по коридору, толкали друг друга и разбили в двери стекло. После очередного неудачного толчка один мальчик упал на разбитое стекло и повредил руку. Из раны несильно идёт кровь тёмно-вишнёвого цвета.
Какой сосуд повреждён? Докажите. Окажите первую медицинскую помощь.
Ответ. Тип кровотечения венозный. Кровотечение можно остановить наложением на место ранения давящей повязки. Пострадавшего необходимо доставить в медпункт.
Задача №3. Старшая сестра вывела младшую на прогулку. Девочки бегали, догоняя друг друга. Вдруг младшая сестрёнка упала и получила ссадину на колене, кровотечение слабое, рана загрязнена. Определить тип кровотечения. Докажите.
Ответ. Это капиллярное кровотечение. Рану промыть кипяченой водой или раствором марганцовки, кожу вокруг раны обработать йодом или зеленкой, можно закрыть рану чистым бинтом или носовым платком, повязка не обязательна.
Задача № 4. Мальчики решили пойти на стадион поиграть в футбол. Погода была жаркая. Играли мальчики почти 2 часа, вдруг у одного мальчика произошло носовое кровотечение. Что необходимо сделать в этой ситуации?
Ответ. На область переносицы положить полиэтиленовый мешочек со льдом.
В носовые ходы вложить вату пропитанную перекисью водорода.
Голова должна быть направлена вперед. Нельзя запрокидывать голову назад, может захлебнуться кровью.
Закрепление изученного.
— а теперь проверим насколько вы хорошо усвоили урок.
Тест № 2
Ответить на вопросы. Самооценка.
Рефлексия:
И я хотела обратить ваше внимание на то, что у нас в кабинете висят высказывания великих мудрецов. Давайте прочитаем их:
— Познание начинается с удивления (Аристотель)
— Как приятно знать, что я что-то узнал (Мольер)
— Скажи мне — и я забуду, покажи мне — я запомню, вовлеки меня- и я научусь (Конфуций)
С каким из высказываний вы сравниваете свою деятельность на уроке? Давайте поднимемся, поближе встанем к высказываниям, которые вам больше подходят и поясним, почему.
Домашнее задание: параграф 22, ответить письменно на вопросы 4,6 стр. 102.
1 группа — венозное кровотечение,
Вид кровотечения | Как узнать (характеристика кровотечения) | Как помочь (меры первой помощи) |
2 группа — артериальное кровотечение,
Вид кровотечения | Как узнать (характеристика кровотечения) | Как помочь (меры первой помощи) |
3 группа — капиллярное кровотечение и носовое кровотечение.
Вид кровотечения | Как узнать (характеристика кровотечения) | Как помочь (меры первой помощи) |
Решение практических задач
На этом этапе, вы должны прочитать задачу и определить тип кровотечения, назвать его признаки. Можно использовать текст на ваших столах
Задача №1
При аварии у мотоциклиста повреждена рука. Из раны кровь сначала бьёт фонтаном, а затем идёт пульсирующей струёй ярко-алого цвета. Какой сосуд повреждён? Докажите.
Задача №2
Повреждена рука. Из раны несильно идёт кровь тёмно-вишнёвого цвета. Какой сосуд повреждён? Докажите.
Задача №3
Сын решил сделать сюрприз маме — приготовить ужин. Когда он чистил овощи, то порезал палец. Кровь идёт не сильно, но вся поверхность раны кровоточит. Какое кровотечение у мальчика? Докажите.
Задача №4
Во время перемены мальчики веселились, бегали по коридору, толкали друг друга. После очередного неудачного толчка один мальчик получил очень сильный удар в живот. Через некоторое время он почувствовал себя плохо: у него выступил липкий пот, появилась одышка, стала кружиться голова, лицо стало бледным. Он обратился в медпункт. Какой предварительный диагноз может поставить врач?
Оказание первой помощи.
В ситуациях, которые описываются у вас в задачах, необходимо оказать доврачебную помощь. Какую? Как?
Выберите на столе необходимые предметы и препараты и продемонстрируйте наглядно приемы оказания первой помощи при разных видах кровотечений. При работе используйте схему -подсказку.
Итог урока. Различают внутренние и внешние кровотечения. К внешним кровотечениям относят капиллярное, венозное и артериальное кровотечения. При капиллярном кровотечении кровь выделяется равномерно из всей раны (как из губки); при венозном кровотечении она вытекает равномерной струёй, имеет тёмно-вишнёвую окраску. При артериальном кровотечении изливающаяся кровь имеет ярко-алый цвет, она бьёт сильной прерывистой струёй (фонтаном). Наибольшую опасность представляет артериальное кровотечение, для остановки артериального кровотечения используют жгут или закрутку, при венозном — можно ограничиться давящей повязкой.
Выставление оценок.
Вашему вниманию тестовая работа
Заполните графы таблицы:
Вид кровотечения | Характеристика кровотечения | Меры первой помощи |
Капиллярное | ||
Венозное | ||
Артериальное |
- Bangun H., Aulia F., Arianto A., Nainggolan M. Preparation of mucoadhesive gastroretentive drug delivery system of alginate beads containing turmeric extract and anti-gastric ulcer activity. Asian Journal of Pharmaceutical and Clinical Research. 2019; 12(1):316–320. DOI: 10.22159/ajpcr.2019.v12i1.29715.
- ОФС.1.2.1.1.0003.15 Спектрофотометрия в ультрафиолетовой и видимой областях // Государственная фармакопея, XIII изд.
- Мирский, «Хирургия от древности до современности. Очерки истории.» (Москва, Наука, 2000, 798 с.).
- https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-obzh-na-temu-krovotechenie-okazanie-pervoy-pomoschi-3305987.html.
- https://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2020/12/27/urok-na-temu-pervaya-pomoshch-pri-krovotecheniyah.
- Мирский, «Хирургия от древности до современности. Очерки истории.» (Москва, Наука, 2000, 798 с.).
- Харенко Е. А., Ларионова Н. И., Демина Н. Б. Мукоадгезивные лекарственные формы. Химико-фармацевтический журнал. 2009; 43(4): 21–29. DOI: 10.30906/0023-1134-2009-43-4-21-29.
- Pund A. U., Shandge R. S., Pote A. K. Current approaches on gastroretentive drug delivery systems. Journal of Drug Delivery and Therapeutics. 2020; 10(1): 139–146. DOI: 10.22270/jddt.v10i1.3803.